Портал вокалистов Украины, России, Белорусии и СНГмикрофон
Ищу вокалиста | Я - вокалист! | Обратная связь
А. Даргомыжский
Добавлено Kreativka, Среда, Май 30, 2012 - 14:58

Крупнейшей фигурой, во многом определившей пути разви­тия русской музыки и исполнительского стиля русских певцов, явился А. Даргомыжский — композитор, певец и вокальный пе­дагог. Отражая в музыке идеи критического реализма, течения, характерного для русского искусства той эпохи, он создал за­мечательные образцы вокальных произведений, в которых с небывалой до него силой прозвучала тема социального нера­венства.

Новое содержание его искусства потребовало видоизмене­ния музыкальных форм. Возник жанр сатирического, комиче­ского романса — «Червяк», «Титулярный советник», драматиче­ского романса с глубокой социальной направленностью — «Ста­рый капрал». С удивительной силой тема социального неравен­ства воплощена в опере «Русалка» — новом типе народно-бы­товой лирической драмы.
Социальная заостренность его искусства требовала, естест­венно, исключительно большого внимания к текстовой части вокальных сочинений и тесной связи между словом и музыкой. Его девизом становится: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Так писал Даргомыжский в письме к своей ученице, певице Кармалиной.
Роль слова и роль речитативного элемента в произведениях Даргомыжского огромна. Он является родоначальником того направления в вокальной музыке, которое затем продолжил и развил Модест Мусоргский и которое нашло широкое распро­странение в творчестве современных композиторов всего мира (Прокофьев, Шостакович, Барток, Хиндемит и др.).
Даргомыжский был новатором в создании интонационно правдивых вокально-речевых фраз. Эту особенность отмечал и А. Серов, говоря, что бесчисленные промежуточные оттенки между кантиленой и речитативом, между нотой спетой и ска­занной говорком, являются тем новшеством, которое оказало воздействие на оперную музыку и может открыть в этой обла­сти большие возможности.
«...сила Даргомыжского заключается в его удивительно ре­альном и, вместе с тем, изящно певучем речитативе, придаю­щем его великолепной опере прелесть неподражаемой ориги­нальности» *, — писал о вокальном стиле «Русалки» П. И. Чай­ковский.
Вокальное творчество Даргомыжского предъявило певцам требование приблизить правильно оформленный певческий голос к интонациям живой речи, просто красивое, ровное пение перестало удовлетворять. Нужно было вносить в технику пения новые элементы, вводить в кантилену речевые интонации.

Не обладая выдающимися вокальными данными и имея не­красивый голос, который определялся современниками как смесь детского с охрипшим голосом взрослого человека, Даргомыж­ский восхищал слушателей своим пением. Восхищал прежде всего замечательной фразировкой, естественностью слова в му­зыке, умением особенно остро передавать комические ситуации в созданных им романсах («Червяк», «Титулярный советник» и др.). Он умел перевоплощаться, и поэтому вокальные образы, которые он создавал своим малоинтересным голосом, были жи­выми, яркими, впечатляющими. Его личное исполнение и те тре­бования, которые он предъявлял к своим многочисленным уче­никам,— простота, глубина в искусстве, осмысленное произно­шение слов в музыке, верная интонационная настройка — ока­зали большое влияние на исполнительский стиль русских пев­цов. Эти требования развивали и углубляли глинкинские тради­ции исполнения, укрепляли русский исполнительский стиль, под­черкивали важность и ценность общих эстетических принципов русской школы пения. В тот век засилия итальянского пения, век поддержки аристократическими кругами всего иностранного, такую роль укрепления основных традиций русской школы пе­ния со стороны А. Даргомыжского трудно переоценить.
Характерно следующее высказывание А. Даргомыжского из письма, написанного им своей ученице, певице Л. Кармалиной, с успехом выступавшей за рубежом: «... Ежели Вы, при дивном своем таланте, сохранили в пении направление, данное Вам здесь русскими композиторами (разрядка моя — Л. Д.) (которые так усердно Вами занимались), то я не удивлюсь Вашим успехам... Естественность и благородство русской школы не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школ, а сколько у нас еще записных зна­токов, которые оспаривают возможность существования рус­ской школы не только в пении, но даже в композиции. Между тем она прорезалась явственно...

Не знаю, доколе ей развиваться впереди, но ее существова­ние уже внесено в скрижали искусства».
Таким образом, уже тогда, в середине XIX века, А. Дарго­мыжский ясно сформулировал основные характерные черты русских певцов, роль композиторов в оформлении этого испол­нительского стиля и установил сам факт существования русской школы пения.
Приведем еще одно высказывание композитора, характер­ное для того исполнительского стиля, который культивировали русские композиторы в певцах:
«Для исполнительского таланта, быть может, и не мешает подумать иногда о внешнем эффекте. Шарлатанство часто дей­ствует на массу. Но талант творческий, напротив, не должен никогда подчинять вдохновения своего внешнему эффекту. Не спорю, что умение произвести его доказывает в художнике на­блюдательный ум, известную степень воображения, быть может и талант; но все эти умышленные эффекты сначала поражают, а потом делаются приторны. Между тем как вдохновение истин­ное, переданное художником без всяких вычурных обстановок, не только с первого раза производит на избранного слушателя сильное впечатление, но и впоследствии постоянно достав­ляет ему высокое, благородное наслаждение. Итак, Вы замечае­те, что я вывожу два различных на нас действия: эффект и впечатление».
А. Даргомыжский плодотворно занимался вокальной педаго­гикой. Он писал: «Могу смело сказать, что не было в Петер­бургском обществе почти ни одной известной и замечательной любительницы пения, которая бы не пользовалась моими уро­ками или по крайней мере моими советами».
Занимаясь главным образом на русском материале, он вос­питывал, как и Глинка, «чувства родного интонационного зву­кового мышления» и «качества русского оперного и камерного исполнительства». Его ученицы — Билибина, Бартенева, Ши-ловская, Гире, Павлова, Бунина, Кармалина и многие другие стали горячими пропагандистами русского музыкального ис­кусства.!



Ответить
  • Разрешенные теги HTML: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <hr>
  • You can use BBCode tags in the text, URLs will be automatically converted to links
Больше информации об опциях форматирования Captcha Image: you will need to recognize the text in it.
Пожалуйста введите буквы/цифры которые Вы видите на картинке (сорри за неудобства - защита от спам-роботов).

реклама от Google


Login/Register

Друзья! Поддержите проект - поставьте кнопочку или линку. И будет Вам счастье !

Просмотр архивов
« Апрель 2024  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Главная.Матчасть.Реестр вокалистов.Новый софт.Доска объявлений.Цели проекта Новости RSS, как подписаться

Copyright © 2006 Kupa Skunsoff онлайн анализ, тестирование и проверка работоспособности и скорости доступа к сайту