Портал вокалистов Украины, России, Белорусии и СНГмикрофон
Ищу вокалиста | Я - вокалист! | Обратная связь
Положение вокального искусства в шестидесятые — семидесятые годы
Добавлено Kreativka, Четверг, Май 31, 2012 - 14:10

Шестидесятые — семидесятые годы прошлого столетия — это» годы напряженной и упорной борьбы прогрессивных сил за национальное русское искусство. Это время высо­кой активности передовых слоев русского общества, время распространения идей русских революционных демократов — Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Для этих лет ха­рактерно особое внимание передовой интеллигенции и людей искусства к жизни народа, ко всему национальному русскому. Как в изобразительном искусстве, так и в литературе и музыке народная тематика (быт, история, легенды, сказки) начинают занимать первенствующее место. Это время утверждения в ис­кусстве метода критического реализма как основного стилисти­ческого направления.

Передовые музыканты, композиторы, певцы боролись за развитие русской национальной музыки, за национальное опер­ное искусство, как самое демократическое, но в императорских, театрах того времени по-прежнему господствовала итальянская опера. На роскошные постановки и высокие гонорары итальян­ским артистам и дирижерам отпускались колоссальные средст­ва. Итальянцы опустошали казну. Постановки итальянских опер в Петербурге осуществлялись в великолепном Большом театре, русская же опера ютилась в театре-цирке с плохой аку­стикой. В Москве русская опера выступала на сцене Большого-театра только весной, с отъездом итальянцев, появляясь в те­чение сезона всего один раз в неделю. По свидетельству В. М. Голицына, в Большом театре в Москве «...итальянская опера почти совсем вытолкала русскую. Итальянцы занимали три дня в неделю, два дня были для балета, а русская должна была довольствоваться одним вечером, ибо в то время по суб­ботам спектаклей не полагалось. Несмотря на то, что в рус­ской опере были недурные силы... ее спектакли были весьма печальные: очень ограниченный репертуар, убогая обстановка, слабый хор — и все это в почти пустом театре».
Опера—-наиболее демократический вид музыкального искус­ства, и потому она не случайно занимает ведущее место в твор­честве русских композиторов. Возможность через оперу воздей­ствовать на широкую публику, пропагандировать идеи передо­вого русского искусства делает ее любимым жанром компози­торов.
Чайковский так писал: «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей пуб­ликой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа».
Исключительно велика та роль, которую сыграли в борьбе за русскую национальную оперу передовые му­зыканты, певцы, критики. В музыкально-критических статьях П. И. Чайковского (бывшего с 1868 по 1876 год офи­циальным музыкальным критиком в Москве) эта борьба с за-силием итальянцев получила необычайно яркое отражение.
П. И. Чайковский пишет: «Каждый год, после Успенского поста, наша русская опера начинает усиленно заявлять о своем эфемерном существовании... но прилетают итальянские соловьи, и отечественной оперы как не бывало».

«Она, т. е. дирекция, рассуждает так: «Я заведую театром 'большого столичного города; для приличия должна же я дер­жать национальную оперу; театр у меня теперь свободен, бла­го арендатор (итальянская опера.—Л. Д.) еще не приехал,— так пусть их, пока еще не пришло время, поют свои доморо­щенные песенки». И вот после Успенского поста, в течение трех недель сряду, с афиши не сходят наши капитальнейшие оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Русалка». Как это все играется и поется, об этом и говорить нечего. Играют и поют как Бог на душу положит: кое-что хорошо, кое-что сносно, а кое-что и совсем скверно».
«Мне бы хотелось, чтобы хотя малая доля читающей пуб­лики устыдилась той изолированности от участия в поступа­тельном движении русского искусства, в которое администра­ция ставит Москву, отдавая и себя, и русских артистов, и рус­скую публику с руками и ногами в бесконтрольное распоряже­ние из-за моря налетающих на нас жадных, хищных птиц, ко­торые, насытив свою утробу, опустошив нашу казну и обесси­лив добрую почву, улетят, да еще посмеются над нами».
«...я не могу питать симпатии и желать дальнейших успехов тому коммерческому предприятию, которое бесконтрольно рас­поряжается нашей единственной лирической сценой, вытесняет из нее великие произведения русских мастеров, развращает отечественный вкус, поселяя в публике исключительное покло­нение чувственной стороне искусства, и убивает зародыши ху­дожественного понимания очень чуткой в музыкальном отноше­нии массы».
Слова П. И. Чайковского о положении русской оперы на­столько ясны, что не требуют комментариев. В его статьях постоянно звучит нота негодования на «...позорное унижение, в которое поставлена в Москве... русская опера», на то, что итальянская антреприза старается «... всеми силами подавить-русское оперное дело».



Ответить
  • Разрешенные теги HTML: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <hr>
  • You can use BBCode tags in the text, URLs will be automatically converted to links
Больше информации об опциях форматирования Captcha Image: you will need to recognize the text in it.
Пожалуйста введите буквы/цифры которые Вы видите на картинке (сорри за неудобства - защита от спам-роботов).

реклама от Google


Login/Register

Друзья! Поддержите проект - поставьте кнопочку или линку. И будет Вам счастье !

Просмотр архивов
« Апрель 2024  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Главная.Матчасть.Реестр вокалистов.Новый софт.Доска объявлений.Цели проекта Новости RSS, как подписаться

Copyright © 2006 Kupa Skunsoff онлайн анализ, тестирование и проверка работоспособности и скорости доступа к сайту