|
Нашла вот в нете некоторые размышления на тему диапазона. Думаю некоторым будет полезно узнать.
Диапазон. Если женский голос берет несколько нот в третьей октаве, это еще не значит, что он - колоратура. Если мужской голос способен подняться до первой октавы - он не обязательно тенор. Точно то же самое относится и к движению голоса вниз. Достать - еще не значит спеть. Тембр тоже не является определяющим для классификации. И фониатр, говорящий "связки меццосопрановые" или "связки басовые", или вообще "связки детские" - не выносит приговор.
Профессиональный голос должен иметь две октавы. Плюс несколько запасных нот, которые не стоит принимать за рабочие, хотя в некоторых случаях они составляют бонус в виде кварты или квинты и вверх, и вниз. Крайности в этом деле более чем случайны. Если есть причины, способные лишить голос спеть эти ноты - насморк, например - это ноты 100% принадлежат к числу запасных, и никакой цели, кроме как сделать рабочий диапазон более уверенным, не служат.
Классификацию голоса определяет тесситура, и, в меньшей степени, переходные ноты.
К тому же, классически определяемых голосов - когда строго от до до до, и переходы на своих местах, и регистры прослушиваются, и подрегистров нет, - исчезающе мало. Хоть на полтона, но где-нибудь обязательно будет отклонение. А в иных голосах и на терцию. И тут самое главное - не поддаваться мечтам (как своим, так и педагога) и не провлять упрямство. Власть над голосом хороша в своей родной тесситуре, а загонять его в чужую - это может обернуться трагедией.
Но есть и пограничные голоса - они располагаются ровно посередине между классическими определениями. Здесь уже смотрят по тембру и по репертуару, доступному для тесситуры этого голоса. Иногда есть возможность выбирать - пойти вверх или вниз, но это делать надо крайне осторожно. И, поверьте, подобрать интересный репертуар можно для любого, даже самого нестандартного голоса. Композиторы тоже не всегда представляли, для кого именно они пишут то, что пишут, поэтому проблем нет - нужно только поискать.
Еще один, довольно распространенный случай - когда в процессе обучения голос сдвигается. Определяемый первоначально как меццо, становится колоратурой, бас тенором, тенор баритоном. Ничего удивительного и необычного в этом нет. Голосовой аппарат развивается под действием нагрузок, в работу вовлекается мускулатура, никак не используемая до того в повседневной жизни - от этого меняется и диапазон, и тембр.
|
|