|
Настоящая книга по своему содержанию соответствует программе курса «Основы вокальной методики» для вокальных факультетов консерваторий, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР '. Основой для нее послужили стенограммы лекций этого курса, читавшиеся автором в течение многих лет в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в Московской государственной консерватории и Московском Доме народного творчества.
В книге даются основные теоретические сведения по вопросу развития голоса и воспитания певца. Эти сведения должны подкреплять практическую деятельность педагога в его занятиях с учениками, а студента — в «го занятиях педагогической практикой. Они должны теоретически освещать ту практику, которую получает студент в классе сольного пения, в камерном и оперном классах.
Задача книги — расширить кругозор молодых педагогов и обучающихся пению, дать им необходимые теоретические сведения, на основе которых они могли бы более верно оценивать явления, связанные с голосообразова-нием, развитием голоса, с формированием певца. Книга должна, по мысли автора, приучать молодых певцов и педагогов к логике мышления на основе определенного минимума основных знаний. Она должна учить верному подходу к воспитанию голоса, а не давать готовую рецептуру. Усвоение научных сведений о голосе и работе голосового аппарата, как и данных об общих закономерностях работы организма человека, является совершенно необходимым, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы. Эти знания дают те отправные позиции, с которых становится возможной объективная оценка различных явлений, связанных с голосообразованием.
Освоение теоретических знаний не всегда легко дается студентам, певцам и педагогам. Часто это кажется довольно сложным и далеким от непосредственных педагогических вопросов, от певческого творчества. Однако лишь приобщение к теоретическим знаниям позволяет дать обоснованный ответ на эти животрепещущие вопросы практики, осветить то, что непонятно.
О том, что вокальная педагогика является «темным делом», любят говорить люди, которые не хотят усвоить то, что в настоящее время знает наука О' голосе. Многие педагоги и певцы позволяют себе оставаться теоретически безграмотными и не хотят идти дальше того узкого личного опыта, которым они обладают. Для таких людей все, что находится за пределами их личного-опыта, всегда будет темным.
В наше время вокальный педагог, как и студент, обучающийся пению, должны владеть необходимым минимумом теоретических знаний. Они должны находиться на том уровне знаний о голосе, которого достигла наука сегодняшнего дня. Им нужно знать, какие явления голосообразовзния сейчас вполне объяснимы, что уже твердо установлено, что вызывает еще сомнения и каковы пути к постижению того, что еще остается невыясненным. Только знания позволяют разобраться в том, что в методике рационально и что> менее целесообразно, что главное, что второстепенно, что является причиной, а что следствием. Только знания помогают разобраться в вопросе, почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели. Важно, чтобы каждый педагог, сталкиваясь с той или иной проблемой, ставящейся индивидуальностью ученика, умел бы разобраться, в том, с каким явлением он имеет дело, и где, в каком направлении логичнее всего искать его разгадку.
Наука в наше время быстро идет вперед. Изучается со всех сторон » голосовой аппарат, и акустика голоса, и методика воспитания, совершенствования голоса. Педагоги-практики редко успевают следить за движением науки о голосе, которая обнимает ряд смежных дисциплин. Представляется важным по возможности уменьшить разрыв между тем, что знает наука о голосе, и тем, что знают и умеют применять из ее данных педагоги. Для чтения современной научной литературы о голосе необходимо иметь в своем теоретическом багаже определенный минимум знаний. Одной из задач настоящей книги является изложение основного, наиболее существенного теоретического материала, который послужил бы базой к освоению более сложной научной литературы.
В книге четыре главы: первая из них посвящена истории русской школы пения и советскому вокальному искусству; вторая — основным сведениям из акустики, физиологии и психологии, нужным для объяснения вокальных вопросов; третья рассказывает о работе голосового аппарата в свете современных научных знаний; четвертая излагает некоторые практические вопросы воспитания певца. В конце книги приложены упражнения и список рекомендованной литературы.
По предложению редакции, к каждому разделу сделано краткое заключение, тезисно излагающее его основное содержание.
|
|