Портал вокалистов Украины, России, Белорусии и СНГмикрофон
Ищу вокалиста | Я - вокалист! | Обратная связь
Музыка романтизма: какая она? В ритме сердца
Добавлено Kreativka, Воскресенье, Май 26, 2013 - 20:05

Каждый год в Австрии проходят фестивали, посвященные этой семье. Семья, действительно, удивительная, а музыка – радостная, летящая. Мы все еще в «легком» жанре, от Жака Оффенбаха – к Штраусам.



Родоначальник «вальсовой» династии Иоганн Батист Штраус-отец родился 14 марта 1804 года в Вене. Предки его были трактирщики, возможно, приехавшие из Будапешта. Дед по отцу – крещеный еврей. Пишу об этом только потому, что наткнулась на официальном австрийском сайте, посвященном семье Штраусов, на статью о подделке документов. Суть такова: документ о браке деда в период правления нацистов забрали из церкви в Берлин, затем вернули, повелев спрятать оригинал, а желающим ознакомиться представлять фотокопию. Так вот – эта фотокопия была сфальсифицирована. Таким образом в Германии стало возможно исполнять «такую company offshore немецкую» музыку семейства Штраусов. Сделать вид, что этой музыки нет – было невозможно. Нужно было скрыть «неарийское происхождение» кумира публики. Тема музыки в Третьем Рейхе – очень интересная, но отдельная, поэтому вернемся к Иоганну Штраусу-старшему. Трактир отца – «У святого Флориана» – располагался на улице Виноградной лозы. И в трактире могла звучать музыка, и рядом был театр – так что недостатка в слуховом опыте у ребенка не было. Рано умерла мать – мальчику было 7 лет. Скоро был найден утонувшим отец. С 12 лет Штраус, в сущности, сам отвечает за себя. Был, конечно, опекун. Он отдал мальчика учиться надежному ремеслу – переплетному делу. Но рассказы о любви человека к музыке с детства – не выдумка беллетристов. Бывает и такое. Иоганн Штраус не расставался со скрипкой – в буквальном смысле. При этом умудрился все-таки выучиться ремеслу, брать уроки музыкальных предметов и подрабатывать.ВенаВена в 19 веке веселилась. Конечно, были войны, случилась и революция, но именно в 19 веке у венцев была острая потребность в веселом и безоблачном. Было подсчитано, что в то время каждый четвертый житель Вены каждый день где-нибудь да танцевал: в кафе, ресторанах и клубах, в парках, на ярмарках, на площадях и во дворах. В музыке тоже недостатка не было: от уличных шарманщиков до профессиональных оркестров. Вена танцевала вся. А «ноты раскупали, как газеты» – это тоже правда. Практически все знали ноты. И танцевать было легче. Непотребный танецСначала танцевали лендлер – немецкий танец. Он пришел из народной среды, из глубинки («ландль» – провинция). Это был обрядовый танец – знакомство жениха и невесты. Кланялись, жестикулировали, затем вполне степенно танцевали.Затем, конечно, обрядовость потеряла свое значение. Кавалер приглашал даму, целовал ей руку, уводил ее в круг. За партнершу кавалер держался уже двумя руками, все большее значение приобретали вращения. Все это требовало и физического сближения двух тел – в самом простом смысле слова. В менуэте, кстати, партнеры держали друг друга за два пальчика.Понятно, что реакция общества была сначала неоднозначной. Какое-то время церковь была против – сохранился даже некий трактат под названием «Благопристойный трактат о непристойном танце». Но никому не приходило в голову устраивать пляски в церкви, поэтому все возражения быстро прекратились. Плохо встретили новый танец и светские власти – возможно, в силу его народного происхождения. Лондонская «Таймс» сетовала, что в Королевском дворце стали танцевать слишком «чувственный» танец. В России при Павле I было предписание запретить «употребление пляски, вальсеном именуемой». Однако вальс уже разошелся по Европе. В «большую музыку» вальс тоже пришел. Еще в 18 веке в Вене был объявлен конкурс на лучшую оперу. Соперничали две: «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Редкая вещь» испанского композитора Мартин-и-Солера. Моцарт проиграл, испанец выиграл, потом он уехал в Санкт-Петербург, где долго работал при дворе Екатерины Великой.Так вот, у «русского испанца» в опере есть сцена, которая так и называется – Вальс. Возможно, именно из-за него и был «побежден» Моцарт. Так вальс стал главным, а менуэт остался в истории. Справедливости ради нужно сказать, что менуэт был сложнее. Не по движениям – с музыкальной точки зрения. Если упростить, то в менуэте на каждый звук мелодии могли меняться аккорды. В вальсе – в каждом такте на мелодическую линию – одна гармония. Но может быть, именно эта облегченность, а также отсутствие чопорности, свойственной менуэту, сыграло свою роль в завоевании вальсом всей Европы. И потом – в вальсе остро чувствуется лиризм, полетность, бесконечность, мечтательность или страстность – все то, в чем эмоционально нуждался человек эпохи Романтизма. В ритме сердцаНедавно случайно наткнулась на статью «Музыка ритмов сердца. Ритмы сердцебиения – неотъемлемая часть семантического словаря музыки романтизма». Ее написал музыкант в соавторстве с врачом-кардиологом. Интересная статья, жалко Seychelles company , что музыкальную терминологию сейчас понимают еще меньше, чем медицинскую, поэтому не буду приводить цитат. В этой статье ссылаются и на другие работы – например, на статью «Почему не стареет вальс» из журнала «Наука и жизнь». А утверждается там, что ритм сердца точно соответствует трехдольности вальса (те самые «ра-два-три»). Я не специалист ни в физиологии, ни в кардиологии, но в любом случае тема ритмов человеческого организма очень интересная. Сама она толком не изучена, но чувствуется, что впереди много разных открытий. А ритм, как всем известно, одна из составляющих частей музыки. А если образно – конечно же, вальсы воспринимаются близко к сердцу. Иоганна Штрауса-отца называли «отцом вальсов». Кстати, «Венский вальс» и сейчас входит в обязательную европейскую программу по танцам. Но тема танцев – все-таки отдельная. Но вальс никуда не делся: И с нами вновь Танцует старая Вена. И Штраус где-то тут Сидит, наверно, И кружкой в такт стучит, На нас не ворчит.(из Евтушенко)Со своим оркестром и со своими вальсами Штраус проехал всю Европу, выступал перед монархами, играл перед публикой. Скоро, правда, ему пришлось соперничать с человеком по имени Иоганн Штраус-младший. То есть с сыном. Здесь мы снова вступаем на зыбкую почву чужих человеческих отношений, которые нас не касаются. Достаточно знать, что у Иоганна Штрауса-отца было 12 детей, 5 – от первого брака, 7 – от длительных отношений, а затем брака с другой женщиной (данные по детям иногда разнятся, возможно, кто-то в младенчестве умирал). Из всех детей трое стали известными композиторами, особенно Иоганн Штраус-младший. Иоганн Штраус-старший умер от скарлатины 25 сентября 1849 года, эстафету приняли его дети. Об этом – в следующий раз.



Ответить
  • Разрешенные теги HTML: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <hr>
  • You can use BBCode tags in the text, URLs will be automatically converted to links
Больше информации об опциях форматирования Captcha Image: you will need to recognize the text in it.
Пожалуйста введите буквы/цифры которые Вы видите на картинке (сорри за неудобства - защита от спам-роботов).

реклама от Google


Login/Register

Друзья! Поддержите проект - поставьте кнопочку или линку. И будет Вам счастье !

Просмотр архивов
« Май 2024  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Главная.Матчасть.Реестр вокалистов.Новый софт.Доска объявлений.Цели проекта Новости RSS, как подписаться

Copyright © 2006 Kupa Skunsoff онлайн анализ, тестирование и проверка работоспособности и скорости доступа к сайту